Функциональная грамотность

Официальный сайт

Орган местного самоуправления

Муниципальный орган управления образованием-

Управление образованием

Тавдинского городского округа 

Функциональная грамотность

 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

 

 

 

Составляющие функциональной грамотности:

 

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменнsе тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых терминов,  понятий, финансовых рисков, обладание навыками, мотивацией и уверенностью, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

6. Глобальные компетенции – способность  критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; проявлять заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

 

Нормативные документы

 

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период  до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» от 06.05.2019 г. № 590/219

Письмо Министерства просвещения РФ «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» от 12.09.2019 г. № ТС-2176/04

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» от 22.03.2021 г. № 04-238

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» от 17.09.2021 № 03-1526  

 

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «Об утверждении графика проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории Свердловской области в 2021/2022 учебном году»  от 06.09.2021 г. № 250-И

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О внесении изменений в график проведения регионального исследования сформированности функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области в 2021 году» от 06.10.2021 № 277-И

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О внесении изменений в приказ МОиМПСО от 06.09.2021 г. № 250-И»  от 12.10.2021 г. № 286-И

Письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «Об организации работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности» от 15.09.2021 № 02-01-82/10454

Письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О проведении диагностики обучающихся 4-х, 7-х, 10-х классов» № 02-01-81/12496 от 28.10.2021 г.

 

Приказ от 11.10.2023 №493 "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2023-2024 учебном году"

Приказ МОУО - Управления образованием от 21.09.2022 г. №381 "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2022-2023 учебном году"

Приказ начальника МОУО – Управления образованием Тавдинского городского округа «Об организации работы по результатам регионального исследования функциональной грамотности обучающихся 4, 8-х классов общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа» от 28.06.2021 г. № 268

Приказ начальника МОУО – Управления образованием Тавдинского городского округа «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году» от 15.09.2021 г. 351

Приказ начальника МОУО – Управления образованием Тавдинского городского округа «О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Тавдинского городского округа в 2021-2022 учебном году» от 23.09.2021 г. № 371

 

Материалы по функциональной грамотности

 

Сборник методических разработок по финансовой грамотности "Финансовая копилка" надо разместить на странице "Функциональная грамотность".

Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

Национальные и международные исследования качества

Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022

 

Демонстрационные материалы для проверки сформированности функциональной грамотности

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Электронные банки  заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

https://fioco.ru

 

Информационно-просветительская работа с родителями:

 

19 января в онлайн-формате на образовательной платформе «Сферум» состоялось муниципальное родительское собрание «Роль родителей как субъектов образовательной деятельности в решении задач формирования и развития функциональной грамотности». В своем приветствии участников собрания начальник МОУО - Управления образованием Тавдинского городского округа Рожина Светлана Геннадьевна акцентировала внимание на характеристике функциональной грамотности как важнейшем результате реализации ФГОС, необходимости постоянного сотрудничества школы и семьи в создании условий для всестороннего развития ребенка, формировании навыков и компетенций, способствующих адаптации в современном социуме. Базовой основе любой коммуникации – речевой грамотности – посвятила свое выступление Ломакина Евгения Николаевна, руководитель ГМО учителей-логопедов. Она дала практические советы родителям по развитию правильной и красивой речи своего ребенка, поделилась простыми методами и приемами тренировки речевого аппарата, которые необходимо использовать ежедневно, призвала не бояться обращаться за консультацией к специалистам. Вдовина Людмила Валерьевна (рук. ГМО учителей начальных классов) и Апаницина Анна Анатольевна (рук. ГМО классных руководителей начальных классов) в выступлении остановились на аспектах роли родителей в совместной работе с педагогами в учебной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности. Именно в начальной школе происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, проявляются его способности, формируется нравственная основа личности. Поэтому сотрудничество с семьей в этот период особенно важно. Серьезной проблеме формирования математической грамотности посвятила свое выступление Глухих Светлана Романовна (рук. ГМО учителей математики). Педагог, используя оригинальную форму презентации на основе мультфильмов, показала родителям их возможности помощи ребенку в освоении математики через практико-ориентированные задания и повседневные финансовые действия. Чем старше становятся дети, чем чаще задумываются родители о выборе и получении ими профессии. Сделать правильный выбор, во многом определяющий всю дальнейшую судьбу человека, может помочь профориентационные школьные мероприятия, среди которых особое место занимает работа профильного лагеря. Данной теме было посвящено выступление Самусевой Оксаны Николаевны, руководителя ГМО учителей биологии. Педагог показала возможности инфраструктуры Тавдинского городского округа для профессиональных проб учащихся в области экологии, медицины, ветеринарии, отметила заинтересованность родителей и активное сотрудничество. Вопросы развития творческих и креативных навыков учащихся, роли родителей в формировании мотивационной составляющей учебных и внеурочных занятий были главными в выступлении Кука Марины Петрасовны, руководителя ГМО учителей технологии. Особое внимание педагог уделила формированию навыков проектной деятельности, которая может быть эффективной только в тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Именно родители могут и должны подарить своему ребенку незабываемые моменты совместного творчества, эмоциональную теплоту и искреннюю радость успеха! В то же время именно родители должны сформировать навыки безопасного поведения в современном мире, особенно в его цифровом секторе. Интернет – это бескрайнее море разнообразной информации, помогающей развиваться и дарящей безграничные возможности самореализации. Но, одновременно, это и зона повышенной опасности. Как должны контролировать родители поведение детей в социальных сетях, чему должны научить при работе с информацией, какие навыки «цифровой гигиены» должны использовать сами – ответы на эти вопросы прозвучали в выступлении Вороновой Алены Васильевны, социального педагога МКОУ СОШ № 11. Подводя итог собрания, Светлана Геннадьевна отметила важность рассмотренных проблем, практическую направленность всех выступлений, подчеркнула системность информирования родительской общественности по вопросам функциональной грамотности и призвала родителей вместе с детьми принять активное участие в мероприятиях муниципального Семейного Финансового Фестиваля, который пройдет в Тавдинском городском округе с 22 января по 2 февраля 2024 года. 

 

 

Сборник методических  разработок по формированию и развитию 

финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций

Тавдинского городского округа

 

Муниципальное родительское собрание 27.10.2022

 

Муниципальное родительское собрание 21.10.2021

 

Ресурсы повышения квалификации педагогов

 

1. Вебинары издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/pages/pisawebinars.html .

2. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram .

3. Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю:

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main .

4. Онлайн-курс «Функциональная грамотность на уроках русского языка, литературы и литературного чтения»:  https://course.cerm.ru/ .

 

Ссылки на вебинары, в которых представлены результаты мониторинга функциональной грамотности в Свердловской области, соответствующие рекомендации и общие итоги

 

Математическая грамотность                    https://www.youtube.com/watch?v=ADJ70pjtRio

Читательская грамотность                         https://www.youtube.com/watch?v=BRMiFY9zo-8

Финансовая грамотность                           https://www.youtube.com/watch?v=FNeptKgOdyc

Естественнонаучная грамотность             https://youtu.be/cvdWH85zPLA

Креативное мышление                               https://www.youtube.com/watch?v=oEiszhPHvKI

Глобальные компетенции                          https://youtu.be/2N_xsY_3pAs

 

Информационная справка о проведении Декады функциональной грамотности в образовательных организациях Тавдинского городского округа в 2023 году

Единые методические мероприятия как ресурс профессионального развития педагогических работников Тавдинского городского округа

Информационная справка о проведении Декады функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Тавдинского городского округа

Информация о проведении информационно - методического дня в образовательных организациях Тавдинского городского округа

Информационная справка о проведении методических сборов «ИМПУЛЬС – 2022» в Тавдинском городском округе

программа методических сборов ИМПУЛЬС 30 августа 2022 года

программа методических сборов ИМПУЛЬС 27 августа 2021 года

программа методических сборов ИМПУЛЬС 30 августа 2021 года

Протокол № 1 заседания ассоциации руководителей городских методических объединений педагогов Тавдинского городского округа «РИТМ» от 21.09.2022 г.

Протокол № 2 заседания ассоциации руководителей городских методических объединений педагогов Тавдинского городского округа «РИТМ» от 01.10.2022 г.

Протокол № 3 заседания ассоциации руководителей городских методических объединений педагогов Тавдинского городского округа «РИТМ» от 12.01.2022 г.

Протокол № 4 заседания ассоциации руководителей городских методических объединений педагогов Тавдинского городского округа «РИТМ» от 24.03.2022 г.

Протокол № 5 заседания ассоциации руководителей городских методических объединений педагогов Тавдинского городского округа «РИТМ» от 20.05.2022 г.

Протокол № 1 Совещание ответственных лиц в ОУ за вопросы по формирования функциональной грамотности от 16.09.2022 г.

Сборник статей по материалам муниципальной конференции «Формирование функциональной грамотности – приоритетная задача ФГОС»

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения