Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменнsе тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых терминов, понятий, финансовых рисков, обладание навыками, мотивацией и уверенностью, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
6. Глобальные компетенции – способностькритически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; проявлять заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Приказ от 11.10.2023 №493 "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2023-2024 учебном году"
Приказ МОУО - Управления образованием от 21.09.2022 г. №381 "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2022-2023 учебном году"
28 ноября в онлайн-формате на образовательной платформе «Сферум» состоялось муниципальное родительское собрание «"Использование электронных образовательных платформ для развития функциональной грамотности"». В своем приветствии участников собрания начальник МОУО - Управления образованием Тавдинского городского округа Рожина Светлана Геннадьевна акцентировала внимание на актуальности и важности умения правильно подобрать электронные образовательные платформы для развития функциональной грамотности, в их многочисленном разнообразии.
Что такое электронные образовательные платформы и как они помогают в обучении, а также дала рекомендации по использованию платформ, для развития функциональной грамотности Светлана Васильевна Коленкина учитель биологии и химии школы №2.
Про основные функции и возможности популярных платформ, которые используются в образовательных организациях Тавдинского городского округа рассказали Шахманаева Надежда Леонидовна, учитель начальных классов школы №8. Чечурова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов школы №11, Суслова Кристина Сергеевна – учитель истории и обществознания школы №7.
О преимуществах и недостатках дистанционного обучения через электронные платформы рассказали Булкова Любовь Николаевна, учитель начальных классов школы №1 и Боголюбова Надежда Владимеровна, учитель биологии школы №9.
Рекомендации для эффективного использования электронных платформ дома дала заместитель директора по учебно – воспитательной работе школы п. Азанка Янковская Анастасия Александровна.
На этой встрече родители узнали о различных инструментах для развития функциональной грамотности своих детей на электронных образовательных платформах и получили практические рекомендации по их использованию.
Информационно-просветительская работа с родителями:
19 января в онлайн-формате на образовательной платформе «Сферум» состоялось муниципальное родительское собрание «Роль родителей как субъектов образовательной деятельности в решении задач формирования и развития функциональной грамотности». В своем приветствии участников собрания начальник МОУО - Управления образованием Тавдинского городского округа Рожина Светлана Геннадьевна акцентировала внимание на характеристике функциональной грамотности как важнейшем результате реализации ФГОС, необходимости постоянного сотрудничества школы и семьи в создании условий для всестороннего развития ребенка, формировании навыков и компетенций, способствующих адаптации в современном социуме. Базовой основе любой коммуникации – речевой грамотности – посвятила свое выступление Ломакина Евгения Николаевна, руководитель ГМО учителей-логопедов. Она дала практические советы родителям по развитию правильной и красивой речи своего ребенка, поделилась простыми методами и приемами тренировки речевого аппарата, которые необходимо использовать ежедневно, призвала не бояться обращаться за консультацией к специалистам. Вдовина Людмила Валерьевна (рук. ГМО учителей начальных классов) и Апаницина Анна Анатольевна (рук. ГМО классных руководителей начальных классов) в выступлении остановились на аспектах роли родителей в совместной работе с педагогами в учебной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности. Именно в начальной школе происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, проявляются его способности, формируется нравственная основа личности. Поэтому сотрудничество с семьей в этот период особенно важно. Серьезной проблеме формирования математической грамотности посвятила свое выступление Глухих Светлана Романовна (рук. ГМО учителей математики). Педагог, используя оригинальную форму презентации на основе мультфильмов, показала родителям их возможности помощи ребенку в освоении математики через практико-ориентированные задания и повседневные финансовые действия. Чем старше становятся дети, чем чаще задумываются родители о выборе и получении ими профессии. Сделать правильный выбор, во многом определяющий всю дальнейшую судьбу человека, может помочь профориентационные школьные мероприятия, среди которых особое место занимает работа профильного лагеря. Данной теме было посвящено выступление Самусевой Оксаны Николаевны, руководителя ГМО учителей биологии. Педагог показала возможности инфраструктуры Тавдинского городского округа для профессиональных проб учащихся в области экологии, медицины, ветеринарии, отметила заинтересованность родителей и активное сотрудничество. Вопросы развития творческих и креативных навыков учащихся, роли родителей в формировании мотивационной составляющей учебных и внеурочных занятий были главными в выступлении Кука Марины Петрасовны, руководителя ГМО учителей технологии. Особое внимание педагог уделила формированию навыков проектной деятельности, которая может быть эффективной только в тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Именно родители могут и должны подарить своему ребенку незабываемые моменты совместного творчества, эмоциональную теплоту и искреннюю радость успеха! В то же время именно родители должны сформировать навыки безопасного поведения в современном мире, особенно в его цифровом секторе. Интернет – это бескрайнее море разнообразной информации, помогающей развиваться и дарящей безграничные возможности самореализации. Но, одновременно, это и зона повышенной опасности. Как должны контролировать родители поведение детей в социальных сетях, чему должны научить при работе с информацией, какие навыки «цифровой гигиены» должны использовать сами – ответы на эти вопросы прозвучали в выступлении Вороновой Алены Васильевны, социального педагога МКОУ СОШ № 11. Подводя итог собрания, Светлана Геннадьевна отметила важность рассмотренных проблем, практическую направленность всех выступлений, подчеркнула системность информирования родительской общественности по вопросам функциональной грамотности и призвала родителей вместе с детьми принять активное участие в мероприятиях муниципального Семейного Финансового Фестиваля, который пройдет в Тавдинском городском округе с 22 января по 2 февраля 2024 года.
4. Онлайн-курс «Функциональная грамотность на уроках русского языка, литературы и литературного чтения»: https://course.cerm.ru/ .
Ссылки на вебинары, в которых представлены результаты мониторинга функциональной грамотности в Свердловской области, соответствующие рекомендации и общие итоги